• ОТКРЫТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

    «Химическое разоружение в Российской Федерации»

Глобальное партнерство ради всеобщего мира

Международное сотрудничество в области химического разоружения успешно развивается

В 2002 году на саммите в Кананаскисе (Канада) ведущими мировыми державами было учреждено Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения. Были определены приоритетные направления этого сотрудничества. Одним из таких направлений стало уничтожение химического оружия. Проблемы международного взаимодействия в области химического разоружения в интервью «Российской газете» осветил директор Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД Российской Федерации Анатолий Антонов.

Какие основные направления международного сотрудничества в области противодействия распространению оружия и материалов массового уничтожения Вы можете выделить?

На саммите «Группы восьми» в Кананаскисе, где было учреждено Глобальное партнерство, лидеры ведущих государств приняли решение, что сотрудничество в рамках этой программы будет концентрироваться на следующих четырех направлениях: уничтожение химического оружия, комплексная утилизация атомных подводных лодок, утилизация плутония и трудоустройство ученых, ранее занятых в процессе производства оружия массового уничтожения. Страны «восьмерки» обязались выделить на Глобальное партнерство в течение десяти лет, т.е. до 2012 года, до 20 млрд. долларов. США обязались ассигновать 10 млрд. долларов, Россия – 2 млрд. При этом было решено, что первоначально проекты в рамках Глобального партнерства будут реализовываться в России.

Россия заявила, что ее приоритетами в Глобальном партнерстве будут являться уничтожение химического оружия и комплексная утилизация АПЛ, выводимых из боевого состава флотов на Севере и Дальнем Востоке страны. Это связано с тем, что в наследство от Советского Союза Российской Федерации досталось несколько достаточно сложных проблем, одна из которых – большое количество вооружения, которое уже давным-давно не используется, складировано и подлежит уничтожению. Никакой угрозы его распространения нет, поскольку все это оружие находится под строгим контролем. Вместе с тем оно представляет собой определенную опасность, прежде всего с точки зрения экологии.

Какова международно-правовая база сотрудничества в области уничтожения химического оружия? Как Вы оцениваете уровень международного взаимодействия в этой области?

После 2002 года нам удалось сформировать правовую базу для взаимодействия с теми государствами, кто принял решение оказывать содействие России в уничтожении ее химического арсенала. С Великобританией, Германией и США мы сотрудничали и продолжаем взаимодействовать по соглашениям, заключенным еще до учреждения Глобального партнерства. Подписаны межправительственные соглашения с Италией (2003 год), с Канадой (2004 год) и с Францией (2006 год). Ряд стран, у которых нет соглашений с Россией об оказании ей содействия в выполнении Конвенции о запрещении химического оружия, предоставляют средства через соответствующее российско-британское Соглашение от 2001 года. Этот механизм, называемый «трехсторонним», используется некоторыми странами для выделения России небольших средств для уничтожения химоружия.

Кроме того, установились хорошие рабочие отношения между российскими и иностранными министерствами и ведомствами, задействованными в сотрудничестве в области химического разоружения. А взаимопонимание – это залог успеха. Таким образом, после учреждения Глобального партнерства круг доноров был расширен, а объемы помощи в соответствии с заключенными соглашениями должны были возрасти.

Страны, подписавшие Конвенцию о запрещении химического оружия, создали международное объединение – Организацию по запрещению химического оружия. Каков, по Вашему мнению, уровень взаимодействия ОЗХО и Российской Федерации?

Организация по запрещению химического оружия была учреждена для реализации предмета и цели Конвенции о запрещении химического оружия, включая осуществление международной проверки ее соблюдения и сотрудничество между государствами-участниками. Мы высоко оцениваем роль ОЗХО в процессе контроля за уничтожением химического оружия. Российская Федерация тесно сотрудничает с Техническим секретариатом ОЗХО по таким важным аспектам, как проверка уничтожения запасов химического оружия, достижение универсального характера Конвенции, выполнение всеми государствами ее положений на национальном уровне, предоставление помощи. У нашей страны установились доверительные рабочие отношения с недавно покинувшим пост Генерального директора Техсекретариата господином Рохелио Пфиртером. Надеемся, что с его преемником господином Ахметом Узюмджю, представителем Турции, мы также найдем общий язык.

Не побоюсь сказать, что Российская Федерация – один из ключевых игроков в ОЗХО. Это и не удивительно, ведь мы – крупнейший обладатель запасов химического оружия. На нас лежит обязательство уничтожить все имеющееся у нас химическое оружие, а это почто 40 тысяч тонн, строго в установленные Конвенцией сроки. Ближайшая цель – выполнение Россией 3 этапа своих конвенционных обязательств – уничтожение 45 проц. (18 тысяч тонн) своего химического арсенала – успешно достигнута. Мы полностью осознаем свою ответственность за ликвидацию российских запасов химоружия и делаем все возможное для достижения этой цели.

Россия участвует во всех плановых мероприятиях ОЗХО – сессиях Исполнительного совета и Конференции государств-участников, в неформальных консультациях в межсессионный период, в основных международных событиях, организуемых ОЗХО по всему миру.

ОЗХО – это пример успешно действующего разоруженческого механизма, параллельно решающего и нераспространенческие задачи. Опыт Организации в таких областях как сбор и анализ информации по химическим веществам, проведение проверочной деятельности на объектах по хранению и уничтожению химического оружия, а также на предприятиях химической промышленности уникален. Это – результат тяжелой повседневной работы инспекторов и сотрудников ОЗХО по всему миру. Мы стараемся оказать помощь Организации в решении стоящих перед ней задач.

В России накоплен немалый потенциал в химической сфере. Это в первую очередь наши специалисты. Мы поощряем стремление российских представителей поступать на работу в ОЗХО, где их опыт и знания весьма востребованы.

Как я уже отмечал, мы взаимодействуем с ОЗХО по всему спектру вопросов, находящихся в сфере деятельности Организации. Разумеется, на первоначальном этапе мы уделяли больше внимания вопросам уничтожения химоружия. Теперь, когда технологии отработаны и процесс уничтожения налажен, на первый план выходят вопросы нераспространения. Речь идет в первую очередь о том, чтобы обеспечить полное выполнение положений Конвенции всеми государствами на национальном уровне, включая создание национального органа и принятие соответствующего законодательства. По-прежнему актуальна задача достижения универсального характера КЗХО – на сегодняшний день семь государств все еще находятся вне правового поля Конвенции.

Российские объекты по уничтожению химического оружия построены и строятся с международной помощью. Как вы оцените ее уровень?

В соответствии с Федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» должно быть построено 7 объектов по уничтожению химоружия. Помощь предоставляют 16 стран, а также ЕС и американский фонд «Инициатива по уменьшению ядерной угрозы». Доноры в той или иной степени оказывают содействие в создании всех объектов.

При содействии Германии, а также ряда других государств построены объекты в пос. Горный Саратовской области и г. Камбарка Удмуртской Республики. Доля иностранного участия в создании этих объектов составила более 22 процентов.

За счет США (основной донор), Великобритании и вкладов других государств в мае 2009 года пущена первая очередь объекта в г. Щучье. Доля участия партнеров – 48 процентов.

В настоящий момент при содействии Германии и Швейцарии строится объект в г. Почеп Брянской области. Канада выделяет средства на создание объекта в пос. Кизнер Удмуртской Республики. Объекты в пос. Леонидовка Пензенской области и пос. Марадыковский Кировской области были построены в основном за счет российского бюджета.

После запуска Глобального партнерства мы добились определенных результатов в реализации двусторонних соглашений. Мы признательны всем, кто помогает нам в этой сложной работе. С 2002 года Россия получила около 1 млрд. долларов на уничтожение химоружия. Конечно, сумма немаленькая. Вместе с тем этот объем составляет меньше половины от того, что нам обещали партнеры по соглашениям.

Необходимо отметить, что мы столкнулись с рядом проблем в получении иностранного содействия. Безвозмездная помощь не всегда поступает своевременно и не в полном объеме. Из-за этого нам уже неоднократно приходилось корректировать сроки выполнения российской программы химразоружения и изыскивать в срочном порядке средства из бюджета для того, чтобы не сорвать выполнение намеченных проектов.

Россия со своей стороны значительно увеличила финансирование проектов Глобального партнерства. Как я уже отмечал ранее, в Кананаскисе мы обязались выделить на Глобальное партнерство 2 млрд. долларов. В соответствии с федеральными целевыми программами на два приоритета – уничтожение химоружия и комплексную утилизацию АПЛ – мы ассигновали уже порядка 6 млрд. долларов. Таким образом, Россия является не только получателем, но и вторым по величине (после США) донором этой многосторонней программы.

Беседовал Александр Сергеев

Возврат к списку