- Главная >
- Публикации >
- Научный аспект >
- ФМБА России и система мероприятий по обеспечению безопасности функционирования объектов по УХО
ФМБА России и система мероприятий по обеспечению безопасности функционирования объектов по УХО
[ВЫСТУПЛЕНИЕ Владимира Романова, заместителя руководителя ФМБА России на информационно-методической конференции СМИ по вопросам химического разоружения в Российской Федерации в ИТАР-ТАСС]
Уничтожение химического оружия и объектов по его производству, а также обезвреживание отходов ныне действующих ОУХО представляют собой сложный химико-технологический процесс, который изначально не может считаться безопасным. Поэтому и в Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, ратифицированной Российской Федерацией в 1997 году и в Российском законодательстве первостепенное внимание уделяется обеспечению безопасности людей и защите окружающей среды.
В общей системе мероприятий по обеспечению безопасности функционирования объектов по уничтожению химического оружия особое место занимают вопросы медицинского и санитарно-гигиенического обеспечения, организация которых возложена на Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России), выполнявшее аналогичные функции при создании химического оружия.
В настоящее время в медицинском сопровождении процессов уничтожения химического оружия занято 14 учреждений здравоохранения, 6 территориальных органов, выполняющих надзорные функции.
Токсикологический центр ФМБА России (Московская обл., г.Одинцово, клиническая больница №123) и детская клиническая больница № 38, изучающая состояние здоровья детского насления ЗЗМ.
Два научно-исследовательских института (НИИГТП (г.Волгоград) и НИИГПЭЧ (г.Санкт-Петербург),
В целях обеспечения безопасного ведения работ и охраны окружающей среды к настоящему времени для медицинских работников ФМБА России, непосредственно участвующих в медико-санитарном сопровождении процессов уничтожения химического оружия подготовлены все необходимые нормативные, правовые, инструктивно-методические материалы: в том числе методические рекомендации по проведению предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, занятых на работах по уничтожению ОВ; инструкции о порядке проведения медицинских осмотров до и после смены, клинике, диагностике, лечению, экспертизе трудоспособности при острых профессиональных отравлениях и хронических интоксикациях.
Разработаны средства и методы диагностики интоксикаций ОВ, которые прошли медицинские испытания, для проведения профессионального отбора и оценки состояния здоровья персонала объектов УХО и граждан, проживающих в ЗЗМ объектов ХХО и УХО (пупиллометрия, лазерная корреляционная спектроскопия, определения активности холинэстеразы, иммунологическая диагностика распространенности сенсибилизации к ФОС и др.), что позволило начать формирование базы данных биологических маркеров для диагностики возможной интоксикации ФОС.
Созданы и в настоящее время используются в практике новые средства антидотной терапии поражений ФОВ, по параметрам превосходящие зарубежные препараты. Среди них: комплексный антидот «Пеликсим», реактиватор холинэстеразы «Карбоксим», профилактический антидот П-10М. Продолжаются работы по созданию единой системы медицинского мониторинга при хранении и уничтожении химического оружия и автоматизированного персонального учета работников объектов по уничтожению химического оружия и населения, проживающего и работающего в ЗЗМ объектов УХО.
Начаты работы по ведению единого регистра граждан, занятых на работах с химическим оружием, являющегося составной частью единого регистра граждан, занятых на работах с химическим оружием и населения, проживающего и работающего в ЗЗМ объектов ХХО и УХО.
Большое значение для получения обоснованных выводов о влиянии объектов хранения и уничтожения ХО на здоровье населения имеет обеспечение единой методологии проведения обследования населения в ПКДЦ.
С этой целью ФМБА России разработаны временные «Методические рекомендации по обследованию граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия».
Методические рекомендации согласованы с органами здравоохранения регионов, в которых проводятся работы по уничтожению химического оружия, и утверждены в качестве временного инструктивно-методического документа.
В 2007 году в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 128 разработаны и утверждены нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведения экспертизы по установлению причинной связи заболеваний граждан, постоянно или преимущественно проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, с функционированием этих объектов, положение и состав клинико-экспертных комиссий.
определены и согласованы при рассмотрении проектной документации Списки приоритетных загрязнителей, подлежащих обязательному лабораторному контролю на функционирующих объектах
Разработаны, зарегистрированы в Минюсте России и введены в действие постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 67 гигиенических нормативов, в том числе аварийные стандарты безопасности ОВ, регламентирующие допустимое содержание уничтожаемых ОВ в объектах окружающей среды, в воздухе рабочей зоны и в смывах с технологического оборудования и кожных покровов работников объектов УХО, а также соответствующие аналитические методики контроля отравляющих веществ, подлежащих уничтожению.
Завершается разработка санитарных правила «Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия, реконструкции зданий и сооружений и эксплуатации объектов по хранению химического оружия»
В целом процесс уничтожения химического оружия в Российской Федерации проходит в штатном режиме и в сроки установленные международными соглашениями.
23 декабря 2005 г. завершены работы по детоксикации запасов ОВ: иприта, люизита, а также двойных и тройных смесей ОВ кожно-нарывного действия на объекте УХО в п.г.т. Горный Саратовской области.
В соответствии с утвержденными планами уничтожается люизит на объекте в г. Камбарка Удмуртской республики и ФОС п. Марадыковский Кировской области, строятся новые объекты по детоксикации ФОВ в п. Леонидовка Пезенской области, п. Почеп брянской области, пос. Щучье Курганской области, г. Кизнер Удмуртской Республики.
За весь период эксплуатации на трех объектов уничтожения химического оружия подразделениями ФМБА России, функционирующими непосредственно на заводах, производственными лабораториями, лабораториями охраны окружающей выполнено более 500 тысяч исследований объектов внешней среды, при этом случаев превышения гигиенических нормативов ОВ не зарегистрировано.
Нельзя не отметить, что превышения гигиенических нормативов в основном в смывах с технологического оборудования регистрировались в единичных случаях на всех трех объектах. Но каждый такой случай являлся предметом тщательного расследования, по результатам которого принимались соответствующие меры и вносились коррективы в работу объектов.
Учитывая высокую биологическую активность уничтожаемых химических веществ, мониторинг состояния здоровья населения рассматривается как обязательная мера и проводится НИИ ФМБА России совместно с территориальными органами здравоохранения в период предшествующий пуску объекта и в процессе его эксплуатации.
Так НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека (НИИ ГПЭЧ, г. Санкт-Петербург) в одах в г. Щучье Курганской области проведено комплексное медицинское обследование представительной выборки населения, проживающего и работающего в ЗЗМ объекта ХХО и создаваемого объекта УХО, с использованием специфических методов экспресс диагностики ФОС.
Проведен анализ заболеваемости населения ЗЗМ за 5 предшествующих лет по первичным медицинским документам. Изучено состояние репродуктивной функции по отдельным ее показателям в ЗЗМ и районе сравнения. Проведена оценка демографической ситуации по данным рождаемости и смертности за 20 предшествующих лет в обоих районах.
Анализ состояния здоровья представительной выборки населения ЗЗМ объектов ХХО и УХО показал, что в целом выявленные расстройства здоровья населения ЗЗМ связаны с возрастом, полом обследованных, неблагоприятными социально-бытовыми условиями жизни; уровень общей заболеваемости, в т.ч. по основным классам болезней у жителей трудоспособного возраста Куртамышского района оказался даже выше заболеваемости населения ЗЗМ объектов в течение всех наблюдаемых лет.
Сбор фоновых показателей здоровья с помощью пупиллометрии, лазерной корреляционной спектроскопии, определения активности холинэстеразы, иммунологической диагностики распространенности сенсибилизации к ФОС позволил начать формирование базы данных биологических маркеров для диагностики возможной интоксикации ФОС лиц, проживающих в ЗЗМ г. Щучье. Последующее наблюдение за этими специфическими показателями позволит выявить динамику их изменения.
Аналогичная по содержанию работы проводятся и в ЗЗМ других объектов.
Проведенные работы показали, что основными факторами окружающей среды, неблагоприятно влияющими на здоровье населения, являются: загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, котельными, автотранспортом; некачественное водоснабжение; загрязнение почвы пестицидами и другими ядохимикатами; недостаточное благоустройство населенных мест.
Учитывая, что основную работу по ликвидации медико-санитарных последствий возможных аварий на объектах УХО на ранней стадии ЧС будут проводить территориальные учреждения здравоохранения, ФМБА России уделяет большое внимание обеспечению высокой степени готовности всех учреждений здравоохранения к действиям в условиях аварийной ситуации.
Это достигается путем целевого обучения медицинского персонала на кафедрах ИПК ФМБА России, обеспечения учреждений антидотами и другим медицинским имуществом, разработки планов взаимодействия при ЧС, проведением плановых учений и тренировок по отработке различных аспектов взаимодействия. На базе кафедры профессиональной патологии ИПК ФМБА России организован курс клинической токсикологии.
За период проведено 8 учений на объектах хранения и уничтожения ХО в пос. Горный Саратовской области, Марадыковский Кировская обл., Камбарка Республика Удмуртия, Леонидовка Пензенской обл. и г.Почеп Брянской области.
При этом в условиях, приближенных к реальным, были изучены вопросы целесообразности и эффективности этапного привлечения дополнительных сил и средств в зону аварии на объекте. По результатам учений приняты дополнительные меры по совершенствованию работы учреждений, осуществляющих медико-санитарное обеспечение работ на этих объектах.
Уничтожение огромных запасов химического оружия (почти 40 тысяч тонн), которое накоплено в Российской Федерации, связано с колоссальными затратами. И основной проблемой, которая сегодня стоит перед эксплуатирующей организацией в лице Федерального управления по безопасному хранению и уничтожения химического оружия – являются вопросы, связанные с размещением огромной массы токсичных отходов.
По некоторым данным количество реакционных масс и отходов, генетически связанных с отравляющими веществами, составляет величину в несколько раз превышающую объёмы уничтожаемого химического оружия: в 2,5 раз по иприту; в 7 раз по люизиту (В.А.Круглов, 2003); в 5 раз ФОВ (В.В.Захарычев, А.Л. Чимишкян, 2003), что предполагает, по самым скромным расчетам, 250-300 тыс.тонн отходов, полученных только за счет уничтожения самих ОВ.
Кроме того, предполагается уничтожение металлических частей мин и снарядов, авиационных бомб, средств защиты, сточных вод и других побочных продуктов технологического процесса уничтожения ОВ.
Для этих целей высоко востребовано не только наличие промышленных территорий для полигонов складирования опасных (3 класса) и высоко опасных (2 класса) отходов, но и длительное (десятки лет) инженерно-техническое и медико-санитарное обеспечение этих объектов: создание и обеспечение безопасных условий труда персонала и мер минимизации отрицательного влияния на окружающую среду.
Уничтожение химического оружия и объектов по его производству, а также обезвреживание отходов ныне действующих ОУХО представляют собой сложный химико-технологический процесс, который изначально не может считаться безопасным. Поэтому и в Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, ратифицированной Российской Федерацией в 1997 году и в Российском законодательстве первостепенное внимание уделяется обеспечению безопасности людей и защите окружающей среды.
В общей системе мероприятий по обеспечению безопасности функционирования объектов по уничтожению химического оружия особое место занимают вопросы медицинского и санитарно-гигиенического обеспечения, организация которых возложена на Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России), выполнявшее аналогичные функции при создании химического оружия.
В настоящее время в медицинском сопровождении процессов уничтожения химического оружия занято 14 учреждений здравоохранения, 6 территориальных органов, выполняющих надзорные функции.
Токсикологический центр ФМБА России (Московская обл., г.Одинцово, клиническая больница №123) и детская клиническая больница № 38, изучающая состояние здоровья детского насления ЗЗМ.
Два научно-исследовательских института (НИИГТП (г.Волгоград) и НИИГПЭЧ (г.Санкт-Петербург),
В целях обеспечения безопасного ведения работ и охраны окружающей среды к настоящему времени для медицинских работников ФМБА России, непосредственно участвующих в медико-санитарном сопровождении процессов уничтожения химического оружия подготовлены все необходимые нормативные, правовые, инструктивно-методические материалы: в том числе методические рекомендации по проведению предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, занятых на работах по уничтожению ОВ; инструкции о порядке проведения медицинских осмотров до и после смены, клинике, диагностике, лечению, экспертизе трудоспособности при острых профессиональных отравлениях и хронических интоксикациях.
Разработаны средства и методы диагностики интоксикаций ОВ, которые прошли медицинские испытания, для проведения профессионального отбора и оценки состояния здоровья персонала объектов УХО и граждан, проживающих в ЗЗМ объектов ХХО и УХО (пупиллометрия, лазерная корреляционная спектроскопия, определения активности холинэстеразы, иммунологическая диагностика распространенности сенсибилизации к ФОС и др.), что позволило начать формирование базы данных биологических маркеров для диагностики возможной интоксикации ФОС.
Созданы и в настоящее время используются в практике новые средства антидотной терапии поражений ФОВ, по параметрам превосходящие зарубежные препараты. Среди них: комплексный антидот «Пеликсим», реактиватор холинэстеразы «Карбоксим», профилактический антидот П-10М. Продолжаются работы по созданию единой системы медицинского мониторинга при хранении и уничтожении химического оружия и автоматизированного персонального учета работников объектов по уничтожению химического оружия и населения, проживающего и работающего в ЗЗМ объектов УХО.
Начаты работы по ведению единого регистра граждан, занятых на работах с химическим оружием, являющегося составной частью единого регистра граждан, занятых на работах с химическим оружием и населения, проживающего и работающего в ЗЗМ объектов ХХО и УХО.
Большое значение для получения обоснованных выводов о влиянии объектов хранения и уничтожения ХО на здоровье населения имеет обеспечение единой методологии проведения обследования населения в ПКДЦ.
С этой целью ФМБА России разработаны временные «Методические рекомендации по обследованию граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия».
Методические рекомендации согласованы с органами здравоохранения регионов, в которых проводятся работы по уничтожению химического оружия, и утверждены в качестве временного инструктивно-методического документа.
В 2007 году в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 128 разработаны и утверждены нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведения экспертизы по установлению причинной связи заболеваний граждан, постоянно или преимущественно проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, с функционированием этих объектов, положение и состав клинико-экспертных комиссий.
определены и согласованы при рассмотрении проектной документации Списки приоритетных загрязнителей, подлежащих обязательному лабораторному контролю на функционирующих объектах
Разработаны, зарегистрированы в Минюсте России и введены в действие постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 67 гигиенических нормативов, в том числе аварийные стандарты безопасности ОВ, регламентирующие допустимое содержание уничтожаемых ОВ в объектах окружающей среды, в воздухе рабочей зоны и в смывах с технологического оборудования и кожных покровов работников объектов УХО, а также соответствующие аналитические методики контроля отравляющих веществ, подлежащих уничтожению.
Завершается разработка санитарных правила «Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия, реконструкции зданий и сооружений и эксплуатации объектов по хранению химического оружия»
В целом процесс уничтожения химического оружия в Российской Федерации проходит в штатном режиме и в сроки установленные международными соглашениями.
23 декабря 2005 г. завершены работы по детоксикации запасов ОВ: иприта, люизита, а также двойных и тройных смесей ОВ кожно-нарывного действия на объекте УХО в п.г.т. Горный Саратовской области.
В соответствии с утвержденными планами уничтожается люизит на объекте в г. Камбарка Удмуртской республики и ФОС п. Марадыковский Кировской области, строятся новые объекты по детоксикации ФОВ в п. Леонидовка Пезенской области, п. Почеп брянской области, пос. Щучье Курганской области, г. Кизнер Удмуртской Республики.
За весь период эксплуатации на трех объектов уничтожения химического оружия подразделениями ФМБА России, функционирующими непосредственно на заводах, производственными лабораториями, лабораториями охраны окружающей выполнено более 500 тысяч исследований объектов внешней среды, при этом случаев превышения гигиенических нормативов ОВ не зарегистрировано.
Нельзя не отметить, что превышения гигиенических нормативов в основном в смывах с технологического оборудования регистрировались в единичных случаях на всех трех объектах. Но каждый такой случай являлся предметом тщательного расследования, по результатам которого принимались соответствующие меры и вносились коррективы в работу объектов.
Учитывая высокую биологическую активность уничтожаемых химических веществ, мониторинг состояния здоровья населения рассматривается как обязательная мера и проводится НИИ ФМБА России совместно с территориальными органами здравоохранения в период предшествующий пуску объекта и в процессе его эксплуатации.
Так НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека (НИИ ГПЭЧ, г. Санкт-Петербург) в одах в г. Щучье Курганской области проведено комплексное медицинское обследование представительной выборки населения, проживающего и работающего в ЗЗМ объекта ХХО и создаваемого объекта УХО, с использованием специфических методов экспресс диагностики ФОС.
Проведен анализ заболеваемости населения ЗЗМ за 5 предшествующих лет по первичным медицинским документам. Изучено состояние репродуктивной функции по отдельным ее показателям в ЗЗМ и районе сравнения. Проведена оценка демографической ситуации по данным рождаемости и смертности за 20 предшествующих лет в обоих районах.
Анализ состояния здоровья представительной выборки населения ЗЗМ объектов ХХО и УХО показал, что в целом выявленные расстройства здоровья населения ЗЗМ связаны с возрастом, полом обследованных, неблагоприятными социально-бытовыми условиями жизни; уровень общей заболеваемости, в т.ч. по основным классам болезней у жителей трудоспособного возраста Куртамышского района оказался даже выше заболеваемости населения ЗЗМ объектов в течение всех наблюдаемых лет.
Сбор фоновых показателей здоровья с помощью пупиллометрии, лазерной корреляционной спектроскопии, определения активности холинэстеразы, иммунологической диагностики распространенности сенсибилизации к ФОС позволил начать формирование базы данных биологических маркеров для диагностики возможной интоксикации ФОС лиц, проживающих в ЗЗМ г. Щучье. Последующее наблюдение за этими специфическими показателями позволит выявить динамику их изменения.
Аналогичная по содержанию работы проводятся и в ЗЗМ других объектов.
Проведенные работы показали, что основными факторами окружающей среды, неблагоприятно влияющими на здоровье населения, являются: загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, котельными, автотранспортом; некачественное водоснабжение; загрязнение почвы пестицидами и другими ядохимикатами; недостаточное благоустройство населенных мест.
Учитывая, что основную работу по ликвидации медико-санитарных последствий возможных аварий на объектах УХО на ранней стадии ЧС будут проводить территориальные учреждения здравоохранения, ФМБА России уделяет большое внимание обеспечению высокой степени готовности всех учреждений здравоохранения к действиям в условиях аварийной ситуации.
Это достигается путем целевого обучения медицинского персонала на кафедрах ИПК ФМБА России, обеспечения учреждений антидотами и другим медицинским имуществом, разработки планов взаимодействия при ЧС, проведением плановых учений и тренировок по отработке различных аспектов взаимодействия. На базе кафедры профессиональной патологии ИПК ФМБА России организован курс клинической токсикологии.
За период проведено 8 учений на объектах хранения и уничтожения ХО в пос. Горный Саратовской области, Марадыковский Кировская обл., Камбарка Республика Удмуртия, Леонидовка Пензенской обл. и г.Почеп Брянской области.
При этом в условиях, приближенных к реальным, были изучены вопросы целесообразности и эффективности этапного привлечения дополнительных сил и средств в зону аварии на объекте. По результатам учений приняты дополнительные меры по совершенствованию работы учреждений, осуществляющих медико-санитарное обеспечение работ на этих объектах.
Уничтожение огромных запасов химического оружия (почти 40 тысяч тонн), которое накоплено в Российской Федерации, связано с колоссальными затратами. И основной проблемой, которая сегодня стоит перед эксплуатирующей организацией в лице Федерального управления по безопасному хранению и уничтожения химического оружия – являются вопросы, связанные с размещением огромной массы токсичных отходов.
По некоторым данным количество реакционных масс и отходов, генетически связанных с отравляющими веществами, составляет величину в несколько раз превышающую объёмы уничтожаемого химического оружия: в 2,5 раз по иприту; в 7 раз по люизиту (В.А.Круглов, 2003); в 5 раз ФОВ (В.В.Захарычев, А.Л. Чимишкян, 2003), что предполагает, по самым скромным расчетам, 250-300 тыс.тонн отходов, полученных только за счет уничтожения самих ОВ.
Кроме того, предполагается уничтожение металлических частей мин и снарядов, авиационных бомб, средств защиты, сточных вод и других побочных продуктов технологического процесса уничтожения ОВ.
Для этих целей высоко востребовано не только наличие промышленных территорий для полигонов складирования опасных (3 класса) и высоко опасных (2 класса) отходов, но и длительное (десятки лет) инженерно-техническое и медико-санитарное обеспечение этих объектов: создание и обеспечение безопасных условий труда персонала и мер минимизации отрицательного влияния на окружающую среду.