- Главная >
- Публикации >
- Научный аспект >
- В интересах общего дела
В интересах общего дела
/Газета «Известия-Саратов»/ Михаил Кургузкин – первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, кандидат технических наук. Чиновником в этой высокой должности его не назовешь – по образованию инженер по проектированию и производству летательных аппаратов, специалист в области прочности полимерных композитов, в начале девяностых годов организовал в Ижевском государственном техническом университете кафедру инженерной экологии и стал первым ее заведующим. Так что в первую очередь о заместителе министра можно сказать: высококвалифицированный специалист, ученый.
Решение экологических проблем в значительной степени зависит от эффективной работы государственных природоохранных органов. В смысле организации такой работы опыт Удмуртской Республики не только показателен, но и, я бы сказал, уникален.
Естественно, что «сложение сил» и взаимодействие федеральных и региональных структур особенно важно при обеспечении экологической безопасности процессов хранения и уничтожения запасов химического оружия. Арсеналы в городе Камбарка и поселке Кизнер, где сосредоточена треть всех российских запасов, – это существенный фактор беспокойства для всего нашего населения. Судьба ОВ в Удмуртии предопределена. Сегодня у тех, кто построил объект в Камбарке и будет его эксплуатировать, задача одна: продемонстрировать всем – от населения района до мировой общественности – возможность работать в штатном режиме безопасного уничтожения химического оружия. Центр экологического контроля и мониторинга как раз является инструментом для получения наиболее достоверной информации о состоянии и изменениях окружающей природной среды вокруг объекта, в зоне защитных мероприятий.
Несколько лет назад общественность резко выступила против строительства комплекса по утилизации ракетных двигателей в Воткинском районе нашей республики. Одним из мотивов был следующий: мы не верим никаким американским и московским лабораториям, никаким «варягам», хотим получать свою экологическую информацию. С созданием центра СГЭКМ в области УХО население может быть уверенным: мы будем сами отбирать пробы, анализировать их и получать объективную картину экологической обстановки. На базе лабораторного комплекса будет решаться целый ряд задач: мониторинг окружающей среды в зоне защитных мероприятий с целью отслеживания возможного влияния объекта или отсутствия такого влияния, определение влияния общепромышленных источников загрязнения, разработка и внедрение самых современных направлений мониторинга и методов анализа. Стоит подчеркнуть, что эти данные важны для поддержания в актуальном состоянии нашей геоинформационной системы мониторинга природных ресурсов и окружающей среды Удмуртской Республики. В нее, в частности, входят цифровые карты загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов и т.д. Кстати, на базе этой системы мы создаем информационные атласы по районам республики, где отражается состояние окружающей среды, природных ресурсов, в том числе полезных ископаемых, особо охраняемые территории и много другой информации. Считаю, что подобное информационное обеспечение очень полезно для планирования деятельности местных администраций. Часть атласов мы передаем в районные школы, в качестве учебных пособий.
С учетом такой многоплановости ясно, что лабораторный комплекс призван обеспечивать рациональную деятельность федеральных, республиканских, а также местных природоохранных органов.
Решение экологических проблем в значительной степени зависит от эффективной работы государственных природоохранных органов. В смысле организации такой работы опыт Удмуртской Республики не только показателен, но и, я бы сказал, уникален.
Естественно, что «сложение сил» и взаимодействие федеральных и региональных структур особенно важно при обеспечении экологической безопасности процессов хранения и уничтожения запасов химического оружия. Арсеналы в городе Камбарка и поселке Кизнер, где сосредоточена треть всех российских запасов, – это существенный фактор беспокойства для всего нашего населения. Судьба ОВ в Удмуртии предопределена. Сегодня у тех, кто построил объект в Камбарке и будет его эксплуатировать, задача одна: продемонстрировать всем – от населения района до мировой общественности – возможность работать в штатном режиме безопасного уничтожения химического оружия. Центр экологического контроля и мониторинга как раз является инструментом для получения наиболее достоверной информации о состоянии и изменениях окружающей природной среды вокруг объекта, в зоне защитных мероприятий.
Несколько лет назад общественность резко выступила против строительства комплекса по утилизации ракетных двигателей в Воткинском районе нашей республики. Одним из мотивов был следующий: мы не верим никаким американским и московским лабораториям, никаким «варягам», хотим получать свою экологическую информацию. С созданием центра СГЭКМ в области УХО население может быть уверенным: мы будем сами отбирать пробы, анализировать их и получать объективную картину экологической обстановки. На базе лабораторного комплекса будет решаться целый ряд задач: мониторинг окружающей среды в зоне защитных мероприятий с целью отслеживания возможного влияния объекта или отсутствия такого влияния, определение влияния общепромышленных источников загрязнения, разработка и внедрение самых современных направлений мониторинга и методов анализа. Стоит подчеркнуть, что эти данные важны для поддержания в актуальном состоянии нашей геоинформационной системы мониторинга природных ресурсов и окружающей среды Удмуртской Республики. В нее, в частности, входят цифровые карты загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов и т.д. Кстати, на базе этой системы мы создаем информационные атласы по районам республики, где отражается состояние окружающей среды, природных ресурсов, в том числе полезных ископаемых, особо охраняемые территории и много другой информации. Считаю, что подобное информационное обеспечение очень полезно для планирования деятельности местных администраций. Часть атласов мы передаем в районные школы, в качестве учебных пособий.
С учетом такой многоплановости ясно, что лабораторный комплекс призван обеспечивать рациональную деятельность федеральных, республиканских, а также местных природоохранных органов.